Полезное

У нас новый сайт, интернет-магазин skorbota-dp.com.ua

==================================================

Так хоронили на Руси

После омовения тело христианина одевают в чистые одежды. Если в момент смерти на человеке не оказалось креста, его сразу же необходимо надеть. Руки складывают крестообразно на груди так, чтобы правая рука находилась поверх левой. В левую руку покойного вкладывается икона или крест, в знак веры умершего во Христа. Икона для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Часто в руку вкладывают крест, а образ полагают на грудь усопшего.

На лоб умершего возлагается венец – венчик из полоски бумаги или ткани, на которой расположены образы Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а так же текст молитвы «Святый Боже». Венчик дается родственникам умершего в храме, когда заказывается отпевание.

Тело в гробу наполовину покрывается священным покровом. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицом умершего к выходу. По обеим сторонам гроба и в его головах зажигают церковные свечи (в крайнем случае одну свечу в головах). Свеча или лампада должны гореть непрерывно всё то время, пока в доме находится покойник. Перед положением покойника, гроб кропят снаружи и изнутри святой водой. Когда тело положено, кропят самого умершего. Если при положении присутствует священник, он может покадить гроб и покойника ладаном. Существует множество народных обычаев, которые не благославлялись Церковью и исполнению не подлежащих. То, в чём действительно нуждается человек после смерти, так это в молитве о упокоения его души. Особенно действенны молитвы за умерших, творимые в церкви, во время Божественной литургии. По возможности, подавайте записки на заказную литургию в три, семь, двенадцать храмов в один день, особенно на третий, девятый, сороковой день после смерти, а так же на годовщину. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви, ногами к алтарю, а головой к выходу, и по четырем сторонам гроба зажигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека.

После пения «Вечной памяти», перед выносом из церкви, родные и друзья покойного обходят гроб с телом и с поклоном просят у усопшего прощения за невольные обиды, после чего в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на его груди). После этого тело с лицом закрывается покрывалом, и священник посыпает его крестообразно освящённой землею со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и ecu живущие на ней» (Пс. 23:1). Под пение тропарей «Со духи праведных» гроб заколачивается, после чего уже не открывается. Заканчивается отпевание тем, что после пения «Вечной памяти» гроб выносят из церкви.

Если по какой-то причине нет возможности совершить отпевание тела в храме, совершается заочное отпевание покойного.

Родственники умершего должны заранее заказать отпевание в одной из церквей. После совершения чина отпевания священником, родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля с панихидного стола. Уже дома (или в морге) умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, а на лоб кладется венчик. После прощания с телом усопшего на кладбище, его так же закрывают покрывалом, и как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое, чтобы получился крест правильной формы) посыпают освященной землёй.

Православный обряд погребения

Причащение

К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования.

В таинстве исповеди (от слова исповедоваться, т.е. рассказывать о себе другому) кающемуся подается отпущение грехов через разрешительную молитву священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на небе. Умирающего, который уже не владеет языком и не может исповедаться, священник может разрешить от грехов (отпустить грехи), если болящий сам велел призвать духовника.

В таинстве причащения человек под видом хлеба и вина принимает Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы, становясь таким образом причастным ко Христу. Святые Тайны называют Святыми Дарами – потому что Они являются бесценным Божественным Даром Спасителя Христа людям. Больных причащают во всякое время – священник приносит в дом запасные Дары, которые хранятся в церкви.

Соборование

Соборование (первоначально совершалось собранием священников), или елеосвящение, – таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем (растительным маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Если священник успел помазать умирающего хотя бы один раз, таинство соборования считается совершившимся.

В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, мления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Канон заканчивается молитвой от иерея /священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и успокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, по¬этому если канон читали миряне, молитва опускается.

Погребение

День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших. После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения, который перед тем кропят святой водой – снаружи и внутри.

Святую воду обычно приносят из церкви, хотя водосвятный молебен Может быть отслужен и на дому. Водосвятным молебном (водоосвящением или водосвятием) называется обряд, в котором священник призывает благословение Божие на воду и ей в чинопоследовании молитв и священнодействий сообщаются особые благодатные свойства.

Под плечи и голову кладут подушку, Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин – образ Святителя, для женщин — образ Святой Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию – лицом к лицу — своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин сим¬волически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одоле¬вавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах находится под покровом Христовом, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела по¬койного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы – в гроб приличествует полагать только цветы. Благоухание цветов – это фимиам Богу; цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же на-поминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы – престола Божия. Недаром святой праведный Иоанн Кронштатский говорил, что цветы — это остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтыри – оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. Для удобства чтения Псалтыри она разделена на двадцать больших разделов – кафизм (перед каждой кафизмой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «При-идите, поклонимся Цареви нашему Богу Придайте, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»). По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш…» и находится в конце «Последования по исходе души от тела».

До погребения усопшего Псалтырь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства – своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтыри. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития – усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом – металлической чашечкой с крышкой, подвешенной на цепочке; в ней на горящих углях воскуривается душистый ладан для каждения, которое совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него. Совершая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.
День третий

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благо¬честивой жизни – жизни благоуханной, как святой. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Божьему престолу.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер – здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее Воскресение умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не на кремацию, поскольку, хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов, но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле. Таким указанием прежде всего служит от самого начала бытия человеческого повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: «Земля еси и в землю отыдеши».

В могилу усопшего обычно опускают головой на восток, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток, – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется Трисвятое – пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест – символ нашего спасения. Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших – для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую – как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть – как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Поминание усопших

Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния. С третьего по девятый день душа странствует среди райских кущ. С девятого по сороковой день она пребывает в аду, наблюдая мучения грешников. В сороковой день окончательно решается вопрос определения местопребывания души в загробной жизни.

Поминовение усопшего также осуществляется в годовщину смерти, в дни земного рождения и на именины. Церковью установлены особые дни поминовения – вселенские панихиды:

- суббота перед мясопустной неделей (Мясопустная суббота), за две недели до Великого поста — отмечается как поминовение всех умерших внезапной смертью – во время потопов, землетрясений, войн;

- Троицкая суббота – в сороковой день после Пасхи – за всех христиан;

- Димитровская суббота (день Дмитрия Солунского) — за неделю до 8 ноября, установлена Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле;

- вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;

- Радоница (вторник Фоминой недели) когда впервые после пасхи по¬сещаются кладбища, куда посетители несут крашеные яйца и где сообщают умершим весть о воскрешении Христа.

Указом Екатерины II от 1769 года (время войны с турками и поляками) общероссийское поминовение всех погибших воинов осуществляется в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября).

Каноническими атрибутами поминальной тризны являются: кутья, блины, кисель, молоко.

Похоронный этикет

1. Этикет во время церемонии погребения направлен на решение психологических, а через это – организационных задач.

2. Покидая церемонию погребения, следует соблюдать установленные нормы и правила этикета.

3. Нормы и правила этикета связаны с обеспечением безопасности общения всех лиц; созданием благоприятного психологического и энергоинформационногo климата; поддержанием и соблюдением стиля галантного обхождения в поступках, жестах, речах.

Поминки

1. На поминки без приглашения являться не следует.

2. В доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более – не смеются.

3. За cтoлом оставляют не занятым место, где при жизни обычно сидел покойный; на стол ставят один пустой прибор; нож и вилку принято оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее.

4. Поминальный обед начинается с подачи первого блюда – щей, супа и т.д. Но это принято не везде, также как и употребление спиртных напитков.

5. Обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно – для покойного.

Траур

Траур – вид поведения, связанный с бытовыми ограничениями и психологическими переживаниями по поводу постигшей утраты близкого человека. В период траура не рекомендуется:

-участвовать в развлекательных мероприятиях;

-носить светлую одежду;

-организовывать увеселительные мероприятия;

-снимать с себя знаки траура или траурный наряд во время бодрствования.

По степени глубины траур может быть:

«текущий» или повседневный – в течение сорока дней со дня смерти (носится по всем усопшим);

«обыкновенный» – в течение трех месяцев (носится по братьям, сестрам и двоюродным родственникам);

«подтраур» – в течение полугода (носится по дедушкам и бабушкам, жене и мужу);

«глубокий траур» – в течение года и более (носится по матери и отцу).

Порядок проведения похорон

Похороны из дома

1. В дом, откуда будут начинаться похороны, церемониймейстер должен прибыть в точно назначенное время, представиться близким родственникам, предъявить им служебное удостоверение. При необходимости провести похороны из дома, он должен дать советы близким умершего по траурному убранству комнаты, где будет находится покойный), в том числе:

как расположить гроб с телом и крышку гроба – обычно гроб с телом ставят на стол, покрытый тканью, узкая часть гроба должна быть обращена к выходу из комнаты, крышку гроба ставят вертикально в прихожей (коридоре) узкой частью на пол (ставить крышку на лестничной площадке не рекомендуется);

где и как разместить портрет покойного, венки, цветы, стулья, подушечки с наградами покойного;

какими тканями закрыть зеркала и картины;

в какой одежде присутствующим быть на похоронах.

2. Перед началом церемонии погребения необходимо убедиться в том, что все участники: похорон собрались и освобождены проходы для выноса гроба. Советуем родственникам взять с собой воду и необходимые медикаменты.

Почетный караул назначается в случае участия в похоронах организации (предприятия, учреждения).

Церемония похорон следует начинать по прибытии автокатафалка и пассажирского автобуса. Участники похорон выходят из дома и располагаются по пути выноса гроба. Назначенные лица выносят венки, портрет покойного, подушечки с наградами, крышку гроба (ее ставят вертикально узким концом вниз), оркестр располагается в стороне, противоположной катафалку. Родные и близкие остаются у гроба на 10-15 минут.

Назначенные лица выносят гроб (его несут узким концом вперед), устанавливают его на постаменте автокатафалка изголовьем к кабине водителя, закрывают крышкой. Родные и близкие следуют за гробом. Венок от родных и близких кладется на крышку гроба в автокатафалке.

Следующий кортеж формируется в следующем порядке:

- машина с участниками похорон, которые будут нести портрет и подушечки с наградами умершего,

- машина с венками, автокатафалк с гробом и близкими умершего,

- автобус с участниками похорон,

- автобус с оркестром,

- участники похорон на личном транспорте.

Машины с венками, портретом и подушечками с наградами первыми следуют к месту захоронения.

По прибытии траурного кортежа на кладбище лицо, ответственное за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны обращается в контору кладбища для регистрации и захоронения умершего в книге установленной формы, получает свидетельство о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после окончания похорон.

Участники похорон выходят из машин и становятся в том же порядке, как и при выносе гроба. Гроб выносят из автокатафалка и устанавливают на катафалк носилки. Крышку снимают (по желанию родственников похороны могут проходить с гробом, закрытой крышкой). По желанию родственников гроб могут нести на руках к месту захоронения.

У могилы или оборудованного места для митингов лица, несущие портрет, награды, венки, образуют, при наличии свободного места, коридор, по которому проносят крышку и гроб. Гроб устанавливают на переносной катафалк. Крышку гроба ставят возле катафалка вертикально, узким концом вниз.

Траурный митинг начинается с предоставления слово желающим выступить. Выступающие говорят о жизненном пути покойного и его заслугах перед обществом (городом, организацией, семьей). После выступления звучит траурная музыка.

Если нет желающих выступить, то ответственное лицо может произнести краткую речь, используя краткие сведения об умершем.

После окончания выступлений ответственный приглашает совершить обряд последнего целования и затем закрывает траурный митинг словами: «ф.и.о. закончил свой жизненный путь. Пусть добрая, светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная музыка.

Ответственный просит проститься с покойным. Участники похорон проходят у гроба и становятся возле могилы.

После прощания родных и близких организатор закрывает лицо покойного покрывалом (саваном) и с помощью рабочего закрывает гроб крышкой. Если покойного отпевали в храме, то на покрывало или саван посыпают крестообразно освященную в храме землю.

3. Не рекомендуется проводить обряд последнего целования, если покойный подвергался радиоактивному заражению или страдал острыми и тяжелыми инфекционными заболеваниями.

4. Рабочие кладбища переносят гроб к могиле и опускают его в могилу.

Ответственный предлагает участникам похорон бросить в могилу горсть земли. Первыми это делают родные и близкие. Затем работники кладбища засыпают могилу землей, устанавливают холм и устанавливают на нем регистрационный знак с ф.и.о. похороненного, датами рождения и смерти. По желанию родственников на могиле может быть установлен портрет. Участники похорон возлагают на могилу венки и цветы. На этом обряд заканчивается.

5. Ответственный сопровождает родственников до автобуса.

Ордена и медали, умерших или посмертно награжденных граждан с согласия наследников и по решению Президента Российской Федерации, федеральных законодательных органов, законодательных органов субъектов Российской Федерации могут быть переданы музеям для хранения и экспонирования.

Похороны из морга

1. Похороны из морга могут проводятся под руководством ответственного лица, определяемого родственниками покойного.

Санитарно-гигиенические и косметические процедуры (бальзамирование и обмывание тела, бритье, стрижка волос и пр.), облачение тела в заранее принесенную одежду и укладывание в гроб производит персонал морга.

2. Похороны умерших от острозаразных заболеваний проводятся под непосредственным контролем местных санитарных органов и с выполнением их рекомендаций.

3. К назначенному времени персонал морга устанавливает гроб на катафалк в зале прощания при морге.

4. Вносить в зал венки, крышку гроба, проводить траурный митинг в зале прощания не рекомендуется.

Через 10-15 минут после входа близких в зал прощания по просьбе организатора назначенные лица выносят гроб, помещают его в автокатафалк и закрывают крышкой.

5. В зале прощания морга и при выносе тела из зала исполнять траурные мелодии не разрешается.

6. При построении и следовании траурного автомобильного кортежа, в здание траурных гражданских обрядов или крематорий следует соблюдать порядок, как было изложено выше.

Как поминать усопших

Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и полагают во гроб, покрывая специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи – в образ того венца Спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

По древнему благочестивому обычаю, гроб везут в Храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи. Если родственники желают, они сами или учиненные чтецы всю ночь будут читать над усопшим Псалтирь.

Утром, после заупокойной Литургии, бывает отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается в землю, из которой некогда вышел, однако не перестает быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства небесного. Текст молитвы влагается в руку покойному. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом – прощая его сама и, молитвой передавая в руки милосердного Господа.

В дни великой войны, когда воины погибали вдали от дома, пропадали без вести, было разрешено заочное отпевание усопших. К сожалению, и сегодня чаще отпевают покойников заочно. Конечно, так проще. Однако ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Как еще молятся об усопших? Сразу после смерти принято заказывать в Церкви Сорокоуст – ежедневное сугубое поминовение новопредставленного в течение первых сорока дней, пока душа его пребывает среди нас. Особо отмечают третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться она до Страшного Суда. Как нужна усопшему в эти дни ваша молитва!

Впрочем, участь его можно облегчить и после, если усердно молиться за покойного, чаще подавая записки на Литургию и панихиду – более краткую заупокойную службу, которая совершается возле канунника, куда верующие приносят различную снедь, чтобы за трапезой служители Церкви еще раз помянули усопших.

Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году: за неделю до Великого Поста – Мясопустная Родительская суббота, через девять дней после пасхи – Радоница, накануне Троицы и в первую субботу после сороковин Куликовской битвы (которая состоялась в праздник Рождества Богородицы – 21 сентября) – Дмитриевская Родительская суббота. Вообще все субботы в Церкви, особенно великопостные, посвящены поминовению «родителей» – т. е. умерших.

Наконец, в годовщину смерти молятся за усопшего родные и друзья, выражая этим веру, что день этот не есть день полного уничтожения, а нового рождения человека для Царства Небесного, где уже нет болезней, печалей и воздыхания, но – жизнь бесконечная.